maitrī-karunā-mudita-upeksānāmsukha-duhkha-punya-apunya-visayānāmbhāvanātaścitta-prasādanam (PYS 1.33)
"Для сохранения природного спокойствия ума йогину следует быть доброжелательным по отношению к тем, кто счастлив, сочувствующим к тем, кто несчастлив, радоваться добродетели и быть нейтральным в отношении порока."
Jivamukti Yoga Chant Book, страница 14.
Отправляясь в собственное духовное путешествие, мы можем задумываться о том, какая же у него конечная цель? Мы слышали о просветлении Будды. Возможно, мы читали о внезапном просветлении какого-то буддийского монаха, или о святых, пребывающих в экстатических состояниях. Мы можем ставить себе похожие цели, полагая, что они помогут достичь просветления именно нам. Нам может показаться, что мы внезапно становимся Гуру. Ведь мы живет во время быстрых и не всегда заслуженных достижений. Эти желания могут казаться не нашими, не связанными с нашей обычной жизнью, так же, как примеры святых будут казаться чем-то далёким, не имеющим отношения к повседневности, если мы не будем изучать их глубже. Йога может в этом помочь.
Возможно, мы видим определённую асану или последовательность асан, которую хотим освоить. Часто нам кажется, что сложные асаны очень важны: «Я буду хорошим йогом, если добьюсь успеха в освоении этой асаны или медитативной практики». Однако, как сказал мудрый Тибетский Лама Чогьям Трунгпа Ринпоче: «Будет глупо начинать со сложного без ознакомления с азами изучаемого предмета».
Итак, с чего же начать наш путь к просветлению?
В чем именно мы можем заложить прочный фундамент? Как ступить на этот путь и двигаться по нему каждую минуту нашей жизни, а не только оказываясь на ковре для йоги? Мы можем начать использовать то, что Патанджали в сутре выше называет citta-prasādanam: спокойствие ума.
Только через любовь, доброту, сочувствие мы можем стать инструментом. Только через эти качества, мы можем расправить крылья и взлететь. Освободившись, мы становимся передатчиками, а не только получателями энергии. И внезапно мы осознаём, что наш путь удивителен, и мы можем одновременно получать и приносить пользу Земле.
Как мы можем соединиться с самим собой и другими? Как очистить наши отношения? Первый шаг, согласно Тибетскому учению Ламрим (шаги на пути) – культивировать Бодхичитту – просветлённый ум. (Основой работ Ламрима является тщательно изученные учения Будды, многие из которых до этого были потеряны в 11 веке или 1600 лет после его смерти). Бодхичитта проливает свет на наше рискованное духовное путешествие.
Бодхичитта начинается с осознания наших текущих отношений. Обычно мы заботимся о себе так, словно мы - самый важный человек в мире. Отмечая, что мы не испытываем тех же чувств по отношению к другим, и осознавая этот дисбаланс, мы можем начать его менять.
Если мы научимся ставить себя на место других, мы сможем увидеть, как все мы похожи, и со временем очистить отношения. Мы действительно счастливы, когда другие счастливы? Радуемся ли мы за добродетельных людей и нейтральны по отношению к пороку? Культивирование Бодхичиты – быстрый способ достичь Самадхи или Саматвам – беспристрастия. Только с помощью Бодхичитты мы сможем видеть других так же ясно как самого себя, становясь маяком, выводящим из тьмы. Мы поймем, что нужно людям, когда они пребывают в горе и страхе, и мы сможем делиться сокровенными знаниями и создать глубокую сердечную взаимосвязь между друг другом.
Согласно учению Бодхичитты, главным препятствием к освобождению является инстинкт выживания, который ставит собственные интересы превыше других. Акт заботы о себе, называемый Atma-Sneha, схож со вторым препятствием (Клеша), о котором Патанджали говорит в Сутре 2.3: Асмита или Эгоизм – некорректное понимание, приводящее к тому, что мы ставим свое Я выше других.
Эта всеобъемлющая иллюзия собственной важности исходит из непонимания того, кем мы являемся на самом деле. Как только мы начинаем очищать наши взаимоотношения, приходит осознание, что мы переплетены с самой сутью Вселенной. Как однажды сказал Аллан Уотс: «Когда мы это осознаем, мы станем полны энергии».
Никто не хочет страдать, даже самую малость. Если внимательно посмотреть на наши поступки, можно заметить, что когда мы дарим счастье другим, это может полностью наполнить нас самих. Пусть ощущение счастья за других станет нашими собственным счастьем, а горе других – нашим горем. Когда мы дарим радость, устраняя грусть, из нашего сердца, появляются любовь, доброта и сочувствие.
Ещё одним способом описать Бодхичитту является путь поиска освобождения в жизни – путь Jivanmukta. Пусть мы продолжим идти по этой красивой тропе, принося и получая пользу Земле и всем ее жителям.
Автор: Ian Szydlowski-Alvarez